«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научат

31 января отмечается Международный день ювелира. Рассказываем, какие специалисты востребованы на ювелирном рынке, где получить знания и как создать свою ювелирную студию с нуля.
Юлия Дубенко
Юлия Дубенко
автор статей

⏱ Время прочтения — 9 минут

Сегодня в России в ювелирной сфере занято порядка 160 000 человек, действуют 4500 заводов, 20 000 магазинов и около 5300 мастерских по ремонту изделий (по данным российской Гильдии ювелиров).

Если вы представляете себе современного ювелира эдаким мастером из старинной сказки, который вручную собирает золотые цепочки, паяет что-то в огромных очках, свесившись над заваленным деталями столом, то вы очень ошибаетесь. Современная ювелирная сфера — технологичная, динамично развивающаяся и очень емкая в плане занятости.

Какие специалисты сегодня больше всего востребованы в отрасли

Дизайнер

Начинается всё с идеи, и за нее отвечает именно дизайнер. Один из трендов развития рынка — запрос на эксклюзивные, уникальные украшения, которые создаются по запросу клиента. Порой это может быть некая картинка с комментарием «хочу такое же», а порой и просто абстрактное описание — чтобы в основе композиции, например, лежал тюльпан. Иногда нет и его — просто: «вот вам камни, вот старое украшение, сделайте мне современное, актуальное».

Поэтому ювелирный дизайнер должен разбираться не только в законах композиции, но и моде, трендах, стилях, обладать навыками психолога и высокой эмпатией, чтобы чувствовать клиента и создать вместе с ним именно то, что он хочет. Плюс — владеть знаниями по физике и технологии изготовления ювелирных изделий. В этом отличительная особенность дизайнеров-ювелиров.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатНа компьютере или на бумаге можно нарисовать какую угодно красивую картинку, но ее нельзя будет воплотить в реальность. Потому что есть минимальные толщины металла, определенные технические требования. Разбираться в технологии обязательно. И я категорически не рекомендовал бы курсы с призывом «за месяц сделаем из тебя ювелирного дизайнера», рассчитанные на людей, которые никогда не работали в этой сфере. Сам, честно говоря, так попался, когда хотел помочь жене освоить профессию. На таких курсах дают основные понятия по дизайну, но ювелирной специализации, чтобы сразу применить свои знания в деле, не хватает.
Антон Кудрин, основатель ювелирной студии Kudrin jewelry

Если украшение заказывается в ювелирной студии, то первичный дизайн согласовывается с заказчиком. По его пожеланиям можно что-то изменить или дополнить. На крупных заводах, как правило, разрабатывается сразу целая коллекция в одной стилистике или сезонном варианте. Мировые ювелирные бренды и производители ювелирных часов сегодня идут на то, чтобы делать своего рода конструктор из элементов: два-три вида застежки, оформления, элемента декора, а покупатель «собирает» из них финальный вариант украшения.

3D-моделлер (или 3D-дизайнер)

Задача 3D-моделировщика — перевести красивую идею дизайнера в 3D-макет. Он должен быть точным, идеальным прототипом будущего изделия. По этой модели потом будет сделана восковая заготовка на ЧПУ-станке либо на 3D-принтере.

Оператор ЧПУ-станка

Так как станок определяет только числовые коды и не «понимает» 3D-модель, задача оператора — перевести одно в другое. В небольших студиях такую работу часто отдают на аутсорсинг, как и отливку изделий в целом. Для этого необходимы компетенции ювелира-литейщика.

Мастер ювелирного дела, ювелир-универсал

Вот тут и вступает в игру тот самый волшебник, который своими руками создает сокровища. Ювелир-универсал, как правило, — специалист, который разбирается в литье, пайке, обработке и закрепке камней. На больших предприятиях все эти специализации разделены, каждый выполняет свою узкую задачу. В небольших студиях и ателье, как правило, ювелир знает особенности каждого из направлений.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатЯ бы посоветовал идти в ювелирную отрасль тому, кто видит свое предназначение в прикладном искусстве. У нас в команде есть один специалист, он даже в детстве из глины лепил такие точные, детализированные изделия, что не верится, будто это делал ребенок. Если есть страсть создавать что-то своими руками, я советую попробовать себя в ювелирной сфере, ведь это очень творческая и интересная профессия.
Юрий Кудрин, основатель ювелирной студии Kudrin jewelry

Мастер-ювелир проводит сборку изделия, шлифует и полирует изделие, закрепляет камни, доводит его до совершенства, после этого украшение отправляется к клиенту.

Геммолог

Специалисты по драгоценным ювелирным камням — очень редкие профессионалы на ювелирном рынке. Это люди, которые знают минералогические особенности камней, могут подтвердить подлинность камня, оценить его, выдать экспертное заключение.

Геммологу необходимы знания в сфере геологии, химии, физики, истории, искусства, ИТ-технологий и ювелирного дела. Часто практикующие ювелиры, работающие с драгоценными камнями, дополнительно получают эту специализацию.

Маркетолог, специалист по продвижению

Создать даже самое потрясающее ювелирное украшение — полдела. Надо его продать. А конкуренция на рынке сегодня очень высокая.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатЮвелирный рынок очень разнородный и расслаивается всё сильнее. Формально его можно разделить на массовое производство — это наши большие заводы с давними традициями — такие как «Бронницкий ювелир», Sokolov, — и небольшие частные ювелирные студии, ателье, которые работают с эксклюзивными заказами. Здесь тоже разделение по категориям: кто-то делает дорогие авторские украшения с драгоценными камнями, кто-то — бюджетные изделия из золота и серебра. В последнее время в силу доступности материалов (как, например, металлическая глина) и технической информации ювелирное дело стало развиваться и как хобби.
Роман Каракуркчи, основатель International Jewellery School (Международная ювелирная школа)

И в такой среде умение презентовать себя, продвигать свои продукты — отдельная важнейшая задача. Грамотно выстроенные маркетинговые кампании, позиционирование на рынке, понимание своей целевой аудитории, использование современных инструментов продвижения — всё это необходимо как небольшой студии, так и федеральной сети. Человек, который сможет выстроить такую работу, в ювелирной сфере на вес золота — такой вот каламбур.

Специалист по продажам ювелирных изделий

Пожалуй, это последняя узкая профессия, которую можно выделить на ювелирном рынке. И здесь также требуются особые компетенции.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатВыбирая платье или джинсы, или продукты, вы вряд ли ждете какой-то углубленной консультации по товару. В ювелирной сфере ситуация отличается кардинально. Продавец-консультант должен знать просто колоссальное количество информации — об изделиях, о камнях, конструктивных элементах, о коллекциях, разбираться в трендах, в моде.
Украшения как товар решают задачу покупателя — дополнить образ, поднять настроение, приобрести камень-талисман… И тут продавец — это проводник смыслов, и чем дороже сегмент, тем большую роль он играет. Ведь одно дело, когда продавец не смог удержать клиента в массмаркете с бюджетным товаром, куда в принципе заходит много людей, другое — ювелирный бутик, куда люди идут целенаправленно, они ждут соответствующего уровня сервиса и подготовки персонала.
Если обобщить, то портрет продавца должен соотноситься с портретом покупателя — кого вы хотите видеть своим клиентом в магазине, такого консультанта и ищите.
Артур Салякаев, эксперт ювелирной отрасли, основатель международной ювелирной академии IJA и ювелирной компании INCRUA

Где в России обучиться ювелирному делу

Сегодня в России есть целый ряд образовательных учреждений, которые обучают ювелиров. Ведущие из них — Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Государственный университет технологии и дизайна в Санкт-Петербурге, МГТУ имени А. Н. Косыгина, колледж декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже, Международная ювелирная школа (International Jewellery School) в Санкт-Петербурге. Геммологов обучают в Московском государственном университете.

Как построить свою ювелирную студию с нуля

История Юрия и Антона Кудриных (отец и сын из Оренбурга) — один из ярких примеров трансформации ювелирной сферы. Юрий Евгеньевич отучился на врача и начал работать в скорой помощи. Это были 1990-е, платили мало, а иногда и не платили вовсе. Приходилось искать подработки. Друзья позвали в мастерскую — делать простые цепочки, украшения по каталогу. Там он проработал больше 20 лет. Антон начал помогать отцу с детства. Во время учебы в университете уже работал на точке по ремонту ювелирных изделий на местном рынке.

Но хотелось уйти в какой-то новый формат. Я начал развивать сайт обручальных колец, специализировался на них. Но понимал, что для встречи с клиентами, консультаций нужен офис. Хочется, чтобы он был сразу вместе с производством — открытый, в популярном месте, презентабельный. Так мы с отцом решили объединиться: у него — опыт, у меня — видение, как можно развиваться на современном рынке.
Антон Кудрин

Через какое-то время расширили ассортимент, вышли на изготовление изделий более высокого качества и более высокой стоимости. Клиентов набирали практически с нуля. Работало сарафанное радио: один клиент приводил другого, тот — третьего.

Постепенно появлялась команда, постоянные заказчики. Часть людей сегодня работает непосредственно в студии, часть — удаленно. В регионе с кадрами очень и очень сложно. Благо онлайн позволяет сотрудничать с ведущими специалистами из разных городов.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатМы завели аккаунт в «Инстаграме», старались делать красивые съемки, презентацию товара. Потом люди стали приходить и из сетей. Мы начали работать с онлайн-заказами. Сегодня доставляем изделия по всей стране — пользуемся услугами спецсвязи. Тут в принципе очень важна открытость: работать по договору, предоставлять сертификаты качества, все гарантийные обязательства, выстроить коммуникацию с клиентом: отвечать оперативно, подробно согласовывать дизайн, все этапы работы. Тогда появляется доверие.
Антон Кудрин

Сегодня ювелирная студия Кудриных специализируется на создании эксклюзивных изделий с цветными драгоценными камнями.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатВ мире укрепляется тренд на осознанное потребление. Предложение огромно, и люди выбирают то, что совпадает с их ценностями. Есть запрос на одежду из переработанных тканей, дизайнерские вещи, которые несут определенные смыслы. В ювелирной сфере это чувствуется особенно сильно. Люди хотят покупать не просто украшения, а настоящие драгоценности, которые могут стать выгодной инвестицией, которые не стыдно будет передать своим детям и внукам. Мы пережили бум начала 2000-х, когда на рынок хлынули сотни украшений в разной ценовой категории, ушли от советских традиций, где одно кольцо и одну цепочку носили всю жизнь. Мы идем к тому, чтобы приобретать глубоко индивидуализированные вещи. В этом — безусловная перспектива развития ювелирной отрасли.
Юрий Кудрин

По мнению Юрия и Антона Кудриных, сегодня, чтобы развивать свою студию, необходимо постоянно расти самому — проходить обучение, посещать выставки, общаться с единомышленниками, мониторить рынок. Тогда можно будет масштабироваться и строить бизнес профессионально.

Каких специалистов не хватает в ювелирном ретейле

Ювелирный рынок сегодня столкнулся с рядом вызовов. Серьезно поменялось законодательство, которое должно сделать его, с одной стороны, более прозрачным, с другой — добавило административных и управленческих задач.

Изменились потребительские настроения. Пандемия ударила по карману покупателей, и ювелирная сфера отреагировала на это больно. Возросла конкуренция между онлайном и офлайном.

«Золотое» дело, или В ювелиры я б пошел — пусть меня научатНо, главное, если смотреть на кадровый контур, есть постоянная задача — собрать сильную, замотивированную команду. Профессионалов, которым нравится свой продукт. Тут можно выделить три категории, требующие особого внимания к найму и обучению (за исключением продавцов-консультантов):
— специалисты онлайн-рекламы и онлайн-продаж. Да, мы знаем, что на 30 процентов увеличились продажи ювелирных изделий в интернете, но это скорее тренд времени. Специалистов, которые хорошо разбираются в продвижении, контекстной рекламе, внутри компаний мало.
— категорийные менеджеры или, как их раньше называли, —товароведы. То есть люди, которые отвечают за оборачиваемость магазина. Сейчас очень большой каталог украшений. Покупатель требовательный, ищет что-то особенное. И нужен специалист, который не просто умеет показать то, что на витрине, он знает, где взять то, чего пока нет. Тут должна быть ротация между салонами, взаимодействие с поставщиками.
— управляющие магазинами. Большая ошибка — ставить директором или управляющим лучшего продавца. А это делают чаще всего. Задача директора — не только выполнять показатели статистики, но и работать с командой — мотивировать, обучать. У него просто нет для этого инструментов. Получается, что владелец салона берет на себя эти задачи, а директор отвечает только за средний чек и выполнение плана. Это неправильное распределение задач.
Артур Салякаев, эксперт ювелирной отрасли, основатель международной ювелирной академии IJA и ювелирной компании INCRUA

Ювелирная отрасль сегодня дает большое количество возможностей — создавать, продавать, продвигать. А главное — творить настоящие произведения искусства своими руками.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям