Как нанимать продавцов в FMCG: анализ опыта более 500 компаний

Мы изучили опыт использования hh.ru более чем 500 компаний из сферы розничной торговли по всей России и узнали секрет эффективного массового подбора.

Продавцы-консультанты — персонал, за который ведется незримая борьба среди компаний FMCG. На одну вакансию такого специалиста в непродовольственный магазин в России в среднем приходится 2–3 резюме — это говорит о высокой конкуренции и необходимости получать больше откликов на вакансии, чтобы иметь достаточный выбор.

Мы изучили, как ведут подбор продавцов компании розничной торговли по всей России на hh.ru, и выяснили, что влияет на эффективность и ускоряет наем.

Обновление вакансий: частота и время

Публикации «Стандарт» — наиболее популярный инструмент в поиске продавцов-консультантов в розницу, но используют его все по-разному. Вакансии этого типа можно поднимать в поиске вручную, привлекая больше просмотров и откликов. И это дает необходимый эффект, что видно из нашего исследования: Компания 1, обновляющая в среднем вакансии «Стандарт» раз в три дня, получает более 700 откликов за 30 дней, в то время как Компания 3, поднимающая публикацию раз в 20 дней, — 378 откликов.

Как нанимать продавцов в FMCG: анализ опыта более 500 компаний

Правильный выбор времени и дня недели для ручного обновления дает больше откликов.

Так, например, вакансия «Стандарт» продавца-кассира Компании 1, размещенная в понедельник в 10 утра, получила 915 откликов в первые три дня. Такая же вакансия той же компании, размещенная в пятницу в шесть вечера, получила всего 80 откликов за первые три дня. В среднем соискатели больше откликаются с понедельника по среду в первой половине дня, пик приходится на 10–12 часов. В четверг и пятницу количество откликов сокращается.

Как нанимать продавцов в FMCG: анализ опыта более 500 компаний

Типы вакансий

Для срочного или сложного подбора, а также для поиска персонала на выскококонкурентных рынках в больших городах, компании розничной торговли используют вакансии «Премиум». В Москве доля публикаций «Премиум» от общего числа вакансий продавцов-консультантов — 4 %, в Санкт—-Петербурге – 2%, а в регионах –— 1%. Они более заметны и дают максимально быстрый результат при поиске продавцов-консультантов: (в среднем в восемь раз больше откликов за первые семь дней размещения), чем вакансии «Стандарт» за 30 дней*.

Вакансии «Стандарт плюс» идеально подходят для массового несрочного подбора. В Москве их доля составляет 2%, в СПб — 4%, а в регионах — 1%. При поиске продавцов они дают в среднем в 10 раз больше откликов, чем вакансии «Стандарт» в течение всего месяца публикации*.

Привлекательность вакансии: описание, зарплата и HR-бренд

Уровень зарплаты, описание вакансии и условия работы — все это напрямую влияет на количество и качество откликов.

Описание вакансии должно быть простым и конкретным, а требования к кандидату — незавышенными. Например, при поиске продавца- консультанта не стоит от него требовать менеджерских функций или, наоборот, — выполнения обязанностей грузчика или кладовщика. Такие вакансии бывают, и они получают минимум откликов. Больше откликов соискателей, конечно, дают вакансии компаний, предлагающих более привлекательные условия работы, чем конкуренты.

Средняя зарплата продавца-консультанта в розничной торговле в Москве за последние полгода составила 35 000 рублей, в Санкт-Петербурге — 31 000 рублей и в остальных регионах — 27 000 рублей (совокупный доход — оклад, а также различные бонусы и премии), согласно данным онлайн-аналитики «ФОТотчёт» проекта «Банк данных заработных плат» HeadHunter.

Мы исследовали интерес к вакансиям для продавцов-консультантов с разным уровнем заработной платы. Вакансии с предложением в рынке и выше средней по рынку приносят больше откликов.

Как нанимать продавцов в FMCG: анализ опыта более 500 компаний

Кроме всего перечисленного, на количество откликов влияет простое желание работать в конкретной компании — известной, с хорошей репутацией. Мы видим, что 94% соискателей при поиске работы заходят на страницы работодателей, чтобы узнать о бизнесе компании, возможностях карьерного роста и развития**. Этим пользуются и ведущие компании FMCG в борьбе за персонал, оформляя брендированные страницы о компании, вакансии и письма.

* Сравнение с вакансиями «Стандарт», по данным статистики hh.ru, вакансий указанного типа в профобласти «Продажи» в среднем по всей России в марте 2019 года.

** Опрос проведен Службой исследованиий hh.ru в 2019 году среди 5 398 соискателей.